Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки
Get Adobe Flash player

Объем социальных услуг

Количество социальных услуг,

предоставленных за

3 месяца 2024 года:

Всего: 5370,

из них:

социально - бытовые - 932,
социально - медицинские - 3241,
социально - психологические - 505,
социально - педагогические - 548,
социально - трудовые - 31,
социально - правовые - 113,
срочные социальные услуги - 0

 

Количество свободных мест

в учреждении

для получателей социальных

услуг на сегодняшний день - 9

 

Количество занятых мест - 16

Численность получателей услуг

за 3 месяца 2024 года - 34

 

Результаты независимой оценки

 

 

Госуслуги в электронном виде

Форма входа

Программа групповых игровых сеансов в Службе ранней помощи

Программа групповых игровых сеансов 

в Службе ранней помощи 

 

Пояснительная записка

           Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

           Дети, поступающие в Службу ранней помощи (СРП), не являются однородной группой. Это широкий спектр нарушений развития, требующий как универсального подхода, так и специально разработанных для каждой категории детей методик. 

            Но для всех «особых» детей характерно дезадаптивное поведение: неэффективность саморегуляции, конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений, когнитивные искажения реальности, хронический эмоциональный дискомфорт, сниженная обучаемость, депривация. Также и у родителей, имеющих ребенка с нарушением развития или риском нарушения, имеются характерные эмоциональные проблемы, патологические паттерны внутрисемейного взаимодействия.

          Поэтому акцент программы сделан на социальную адаптацию детей и гармонизацию отношений родитель – ребенок.

           Программа групповых занятий адресована специалистам, работающим в Службах ранней помощи с детьми от 1,5 до 4 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения.

           Программа является комплексной, предполагает гибкое планирование психолого-педагогического процесса, выбор наиболее актуального материала для конкретной группы детей, позволяет педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях. 

           Рекомендуется проведение занятий одновременно двумя специалистами (н-р: педагог-психолог и учитель–логопед, учитель–дефектолог и социальный педагог).

           Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.

 

Цель: психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения.

Задачи: 

– профилактика вторичных нарушений развития ребенка;

– адаптация ребенка в коллективе сверстников;

– формирование представлений о себе, других, окружающем мире;

– подготовка ребенка с нарушениями развития (риском нарушения) к посещению дошкольного учреждения;

– развитие позитивных детско-родительских отношений;

– формирование родительской компетентности.

 

Предполагаемые результаты. 

       Так как дети и семьи, получающие помощь по данной программе, могут иметь разные по природе, сочетанию или тяжести нарушения и проблемы, то и результаты сугубо индивидуальны для каждой семьи и ребенка. Позитивным результатом следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребенка и семьи на данном этапе. Оптимальный срок для контроля достижения краткосрочных целей – 4-6 месяцев.

        В группе родитель получает: 

– взаимодействие с другими родителями, имеющих детей раннего возраста с нарушениями в развитии;

– умение быть активным соучастником совместной деятельности;

– умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка;

– навыки поддержки ребенка и ассистирования ему.

И как результат – признание компетентности ребенка и собственной компетентности.

 

Принципы построения программы.

           Программа построена на гуманистических принципах личностно – ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для его активности и инициативности, формирование положительных ценностных ориентаций и установок родителей ребенка.

            Принцип деятельностного подхода. Мотивационная сфера ребенка, его практические умения и способы действия формируются в разных видах деятельности, опирающихся на ведущую деятельность раннего возраста — предметно-практическую. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение коррекционно – воспитательных задач.

              Принцип адекватности и своевременности внешних требований. В раннем возрасте коррекционно-развивающая работа опирается на базовые уровни каждого ребенка и формирует предпосылки становления более высоких психических функций: познавательных и речевых. 

             Принцип постоянства и стереотипности среды, а именно: средств, содержания и методов работы. До объединения детей в группу каждый ребенок проходит этап индивидуальных занятий – освоение помещения, разных его зон, знакомство с педагогом, ритуалами, сопровождающими занятие. После объединения детей в группу ритуалы становятся стержнем занятия. Постепенно выстраивается структура с четко фиксированным началом, переходами от одной игры к другой, концом занятия. Структура выдерживается и на индивидуальных занятиях. Повторяющиеся элементы формируют основы произвольной регуляции собственного поведения, поскольку выступают как неизменное правило. Они создают у детей ощущение безопасности, помогают легче перестроиться на другой вид деятельности. Материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет им радость. 

            Принцип укрепления адаптивных возможностей семьи. Гармонизация внутрисемейных отношений через снижение родительской напряженности, формирование уверенного и спокойного стиля родительского воспитания через обучение родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком – цель реализации программы.

 

Основные принципы формирования групп в СРП:

– возраст развития детей;

– сходство задач индивидуальных программ ранней помощи (ИПРП);

– адаптированность и готовность родителей.

 

Количество детей в группе: 3-4 ребенка и их родители.

 

Количество и длительность занятий: групповые игровые сеансы продолжительностью 20 мин проводятся 1 раз в неделю.

 

Условия реализации.

      Основным психологическим условием является профессиональная подготовка специалистов и активное участие родителей в реализации программы.

 

Требования к помещению и оборудованию.

  1. Помещение с санузлом.
  2. Детская мебель (столы, стульчики) 
  3. Игрушки и игровое оборудование на стеллажах, ящики с крупами, природными материалами, песочница.
  4. Ширма, мольберт, ткани разных цветов; природные материалы, куклы «би-ба-бо», мягкие игрушки естественных цветов для инсценировок, декорации, небольшая елочка. 
  5. Шумовые, пентатонические музыкальные инструменты. 
  6. Для продуктивной деятельности: бумага для рисования разного формата, пальчиковые краски, кисти, тесто для лепки, восковой пластилин, природные материалы, цветная бумага, фартуки для детей.

 

Тематическое планирование занятий

           Исходя из индивидуальных особенностей детей с различными вариантами нарушения развития и специфики проблем родителей, разработать универсальный тематический план занятий по программе не представляется возможным. Сроки освоения программы для каждого ребенка индивидуальны. Каждая семья участвует в структурных частях занятия по мере возможности и ограниченности в здоровье ребенка. 

           Примерное тематическое планирование состоит из 4 циклов занятий (групповых игровых сеансов – ГИС) в соответствии с моделью сезонной работы. Программа состоит из 12 ГИС (по 3 на каждое время года) и дополнительного материала к каждому циклу. Части занятия повторятся (ритуалы приветствия, прощания, основные движения), чередуются (продуктивные виды деятельности), дополняются (подвижные, музыкально-ритмические игры, пальчиковая гимнастика, хороводы) из дополнительного материала по мере их освоения каждой семьей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

 

Методы реализации программы.

  1. Метод направляемой ребенком интеракции (НРИ)

Метод предполагает обучение родителей на начальном этапе тому, как стимулировать социабельное поведение ребенка и в то же время снизить риск появления дезадаптивных реакций. 

НРИ включает два основных этапа: первый называется «направляемая ребенком интеракция»; второй — «направляемая родителем интеракция».

НРИ — «НЕ ДЕЛАЙ!»

«Не командуй» Родителей предупреждают о том, что в ходе игровых сеансов они должны избегать давать ребенку какие-либо команды. Им объясняют, что одни команды могут быть прямыми (например, «Дай мне эту куклу!»), другие — непрямыми. Непрямые команды также предполагают подчинение ребенка воле родителя.

«Не задавай вопросов!» Родителей просят не задавать ребенку в процессе НРИ никаких вопросов. Вопросы могут помешать ему почувствовать себя в роли лидера. Многие родители полагают, что, задавая ребенку множество вопросов, они вступают с ним в более активный диалог. Однако наблюдения показывают, что это блокирует спонтанную речь

«Не критикуй!» Родители должны научиться избегать критических замечаний и в то же время обеспечить ребенку достаточную обратную связь, помогающую корректировать его действия. Если ребенок в процессе НРИ высказывает неверные суждения, родители могут и должны его поправить, избегая при этом критических высказываний.

НРИ — «ДЕЛАЙ!»

«Описание» Родителям предлагается описывать хорошее поведение ребенка в момент совершения им тех или иных действий. Поскольку описание деятельности является мощным фактором, способствующим ее закреплению, следует избегать описания плохого поведения.

        Комментируя отдельные этапы выполнения ребенком тех или иных действий, родители  приходят к описанию действий ребенка в целом. Очевидно, что выражение «Сейчас ты положил красный кубик на зеленый» будет иметь более конкретный характер, чем выражение «Сейчас ты играешь с кубиками». Первое выражение более точно отражает характер действий ребенка и тот уровень умений, который он демонстрирует.

Описания воспринимаются ребенком как поддержка его действий и способствуют повышению его самооценки.

          Описание выполняемых ребенком действий также способствует обогащению его словарного запаса и способности к вербальной экспрессии, развивает его когнитивные навыки, поскольку организует мышление, связанное с игровой деятельностью

«Отражение». Помимо обучения родителей описанию действий ребенка, их учат отражать его удачные высказывания. Отражение представляет собой повторение того, что ребенок только что произнес. Однако при этом не обязательно использовать те же самые слова, что и он. «Я порисую», родитель может сказать: «Ты хочешь порисовать на доске». В тех же случаях, когда ребенок еще плохо владеет речью, отражение может предполагать использование звуков и междометий.

«Имитация» Психолог также учит родителей имитировать хорошее поведение ребенка. Родителей учат хвалить ребенка за хорошее поведение. Похвала может быть связана или не связана с обозначением конкретных действий. В последнем случае используются более общие формулировки, такие как «Хороший мальчик!», «Здорово!». Однако обозначение при этом тех действий ребенка, за которые он получает похвалу, не используется. Хотя такая похвала также способствует повышению самооценки ребенка, следует отдать предпочтение похвале, в которой называются конкретные действия.

              Похвала, в особенности с обозначением конкретных действий, способствует закреплению навыков и побуждает ребенка выполнять определенные действия. И дети, и родители испытывают при этом положительные эмоции; ребенок чувствует поддержку родителей, а родители испытывают удовлетворение от того, что ребенок ведет себя хорошо.

  1. Очередность– формирование у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями и словами других.
  2. Задержка со стороны взрослого(используется при наличии очередности). Стимулирует ребенка к инициативным действиям по отношению к взрослому (н-р: при катании мяча, задержать его у себя, чтобы ребенок поднял глаза и выжидающе посмотрел на взрослого, давая таким образом понять, что хочет получить его обратно). Здесь также решается задача установления контакта глаз.
  3. Развитие координированного внимания– способности ребенка к распределению внимания между человеком и объектом интереса (параллельная обработка двух видов информации). Поочередное привлечение внимания то к взрослому (с помощью улыбки, движения, контакта глаз), то к объекту (манипулируя с ним, извлекая звук, демонстрируя окраску). Причем предмет всегда находится в поле зрения ребенка.
  4. Использование глобальной стимуляции и альтернативных средств общения.Глобальная стимуляция предполагает использование невербальных средств общения: жестов, графических средств, тактильного контакта. Используется на той стадии развития ребенка, когда он еще не вошел в сферу языкового общения (не понимает и не использует речь). Поэтому основным способом коммуникации будет использование жестов: 

– указательных – привлечение внимания ребенка к объекту или событию; 

– конвенциональных (имеющих определенный смысл, обозначение действия согласия – несогласия).

          На доязыковой стадии развития общения жесты равноценны словам, они способствуют более эффективному общению. Наряду с жестом графическое изображение воспринимается как символ, обозначающий ту или иную ситуацию. Оперирование подобными символами также обогащает развитие ребенка, в том числе подготавливает развитие речи (например, обозначить смену деятельностей в ходе занятия разными картинками, изображающими главные детали этой деятельности).

  1. Поддержание циклов общения. Цикл общения включает: инициативу, ответ и обратную связь (сигнал о получении ответа). Поддерживать циклы общения помогают расширение и обогащение содержания общения, создание игровых рутин.
  2. Арт-терапевтические методы.

             Применяемые в рамках программы арт-терапевтические методики, материалы и инструменты в первую очередь направлены на расширение спектра возможностей установить с ребенком игровое взаимодействие, поддержать его личностное и эмоциональное развитие.

               В рамках программы используются следующие широко применяемые изобразительные техники и формы взаимодействия:

«Обследование материала». Один из начальных этапов работы в рамках изобразительной деятельности. Ребенку предоставляется большое количество материалов для обследования, различных по своим свойствам и изобразительным качествам. В процессе совместного обследования материалов у специалиста есть возможность применить ряд коммуникационных и игровых техник.

«Живопись пальцами». Осуществляется на бумаге и картоне больших размеров и различной фактуры с использованием овощных соков, пальчиковых красок, жидкой глины, разведенной гуаши – в зависимости от возраста и возможностей ребенка. 

«Каракули». Техника выполняется с использованием графических изобразительных средств. Произвольные линии и формы создаются ребенком на большом листе бумаги. Технику можно значительно модифицировать и использовать с очень разными целями, в зависимости от изменения поведения взрослого. 

«Монотипия». Создание живописных изображений методом оттиска следов на листе плотной бумаги. На водонепроницаемую поверхность (возможно использование плотного картона) любым способом наносится некоторое количество краски разных цветов. Затем с использованием ватманской (или мелованной) бумаги делается живописный оттиск. 

Монотипия применяется именно в тех случаях, когда необходимо, используя изобразительные материалы, создать у ребенка ощущение успеха от результатов собственной продуктивной деятельности.

 

Лепка из пластичных материалов (соленое тесто, глина, пластилин). 

        В рамках программы можно практиковать совместное с ребенком изготовление теста. Тем самым обеспечивая возможность изучения этого материала. При работе с массой для лепки широко используются инструменты, которыми можно оставлять на ее поверхности привлекательные для ребенка следы.

         Пластичные материалы применяются для изображения простых доступных ребенку форм действий с этим материалом (отщипывание кусочков, раскатывание прямыми, круговыми движениями ладоней, сплющивание между ладонями, скатывание пальчиками и др.)

  1. Использование на занятиях музыкальных произведений, народных песенок, потешек.

Использование разнообразных музыкальных композиций обогащает сенсорный опыт детей, влияет на интенсивность и качество движений. Положительные эмоции, которые возникают в процессе слушания и исполнения мелодий, песенок, способствуют развитию внимания и речи (особенно ее коммуникативную функцию), развивают память, музыкальный слух. 

        На индивидуальных и групповых занятиях с детьми и родителями могут быть использованы движения под музыку, игра на музыкальных инструментах, пение, хороводные игры, танцы.

              Песни сопровождаются мимикой, жестами, демонстрацией персонажей, игрушек, действий, связанных с текстом песен. Также на занятиях используются детские песенки, стимулирующие звукоподражание, имитацию животных: «Лягушка», «Лошадки», «Щенок» и др.

            На занятиях применяются музыкальные игры, логоритмические упражнения, пальчиковая гимнастика.

 

Структура группового игрового сеанса (ГИС).

ГИС включает несколько видов активности.

Все переходы от одного вида к другому проводятся с использованием песен – маркеров, рифмовок, помогающих ребенку структурировать занятие, запомнить последовательность этапов, быстрее перестроиться на другой вид деятельности.

  1. Организационный момент (приветствие) – 2 мин.

«Вход» в помещение для занятий. Приветствие, зарядка, хоровод, пальчиковая игра. Дети и родители здороваются, называя всех по имени или не вербально, используя жесты, улыбку, движения – хлопки, объятия…

  1. Свободная игра. Игровая зона – 5 мин.

            В игровой зоне к каждому занятию подготавливается предметная среда, соответствующая задачам занятия, возрасту и уровню развития малышей. 

             Ребенку предоставляется возможность свободного выбора заинтересовавших его предметов и игрушек, способов действия с ними. Педагог, следуя за ребенком, направляет его активность, демонстрирует маме эффективные способы взаимодействия с ребенком в предметной среде. 

  1. Тактильно-коммуникативные игры (на руках и коленях родителя). Пальчиковая гимнастика, массаж – 8 мин.

Педагог организует взаимодействие в диаде «родитель-ребенок», помогает снять эмоциональное и телесное напряжение.

  1. Продуктивная деятельность – 10 мин. (рисование, лепка, конструирование, аппликация чередуются). Родитель вместе с ребенком или руками ребенка рисует, лепит, строит дорожку, заборчик, башенку. Ребенок привлекается к поочередным, а затем к самостоятельным действиям.
  2. Полоса препятствий. Зона общей моторики. 10 минут.

В зоне общей моторики организовывается полоса препятствий из дорожек, вестибулярного тренажера, шарикового бассейна, цветных кочек и др. Все упражнения направлены на развитие сенсомоторной координации, произвольной регуляции деятельности. 

Нейропсихологические упражнения способствуют развитию умственных способностей ребенка, укрепляют его физическое здоровье. 

  1. Дидактические игры – 10 минут.Главным условием использования традиционных дидактических игр в СРП является желание ребенка играть, продуктивно сотрудничать.
  2. Сказка. Логоритмика – 10 мин

Педагогом разыгрывается кукольная инсценировка, выполняются речевые упражнения с использованием движений, слов, музыки по сюжету. У детей расширяются представления об окружающем мире, развивается умение производить действие по показу, желание инсценировать сказки, песенки, потешки.

  1. Организационный момент (прощание). 

 

Рекомендации родителям – 2-3 мин.

Подведение итогов занятия. Совместная уборка игрушек. Прощание в кругу родителей и детей проходит с помощью музыкально-ритмических упражнений. 

По окончании занятия педагоги в присутствии детей и родителей вывешивают работы на выставку, помогают родителям обучать детей самостоятельно одеваться, дают необходимые рекомендации по выполнению домашнего задания.

 

 

 

Заключение.

         Существенная часть работы психолога может быть связана с коррекцией неадекватных представлений о воспитании (педагогических мифов) родителей, преодолением иррациональных идей, неадекватных родительских тактик, ожиданий и планов в отношении ребенка (родительских сценариев жизни ребенка), дезадаптивных форм взаимодействия, включая нарушения отношений с другими детьми в семье, с бабушками и дедушками. 

          Поэтому программа предусматривает вовлечение всех членов семьи. Педагоги помогают им осваивать навыки общения с ребенком в бытовых рутинах (еда, одевание, прогулки), навыки игрового взаимодействия с ребенком в игровых рутинах, навыки продуктивного взаимодействия.

         С помощью групповых игровых сеансов педагоги и родители развивают у детей базовые предпосылки общения со сверстниками, позиции взаимодействия с другими, навыки эмпатии и просоциального поведения. 

        Через безусловное принятие ребенка формируется эффективная коммуникация всех членов семьи с ребенком и окружающими.

 

Литература. 

– Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями/ ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А. – М.: Экзамен, 2006

– Казьмин А.М., Петрусенко Е.А., Перминова Г.А., Чугунова А.И., Пайкова А.М. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «ЛЕКОТЕКА»

– Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2004.

– Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М: Просвещение, 2008.

– Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. С-П.: Речь.2010.

– Организация деятельности лекотек и служб ранней помощи. Методические рекомендации. М. 2011.

– Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.

– Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития, под ред. Савиной Е.А. М.2008.

– Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М: Генезис, 2007.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематическое планирование ГИС

Цикл занятий «Осень разноцветная»

ГИС №1. 

Основные задачи

  1. Знакомство с детьми и родителями.
  2. Помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия.
  3. Расширение кругозора, словарного запаса детей.

Ход занятия.

  1. Приветственная песенка«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»

Свободная игра. Знакомство с игровым пространством (домик, горка, бассейн с шариками).

  1. Игра на руках и коленях родителя – «Потягушеньки». 
  2. Аппликация из рванной бумаги «Облачко»  
  3. Подвижная игра «Дождик и солнышко» (с зонтиками)

Упражнения на развитие общей моторики:

– дети, держа маму за руку, перешагивают через гимнастические палки;

– катание мячей друг другу;

– катание детей на больших мячах;

– прокатывание мяча под воротиками и ползание за ним.

  1. Дидактические игры: «Найди такой же» (знакомство с желтым цветом, поиск одинаковых по цвету предметов), «Кукольные прятки».
  2. Логоритмика – «Солнышко в окошке»
  3. Прощание (словом или жестом с каждым ребенком и взрослым, называя всех по имени). 

Рекомендации родителям по адаптации детей к новым условиям.

 

ГИС № 2.

Основные задачи

  1. Познакомить детей с дарами осени (овощами и фруктами).
  2. Продолжать знакомить с основными цветами (желтый, красный, синий).
  3. Учить лепить шарик круговыми движениями в ладонях малыша.
  4. Продолжать развивать способы взаимодействия с ребенком в разнообразных видах деятельности.

Ход занятия

  1. Приветствие: «Здравствуйте все!»

Свободная игра с тележками, машинами, корзинками, муляжами и натуральными овощами, фруктами.

  1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте, пальчики»
  2. Лепка «Яблочко»
  3. Подвижная игра «Мы топаем»

Основные движения: – ходьба по дорожке-змейке;

– наклоны, приседая (собираем овощи, фрукты);

– пробежка до мамы (положить в ее корзинку овощ, фрукт).

  1. Дидактические игры: «Найди такой же» (знакомство с красным цветом, поиск одинаковых по цвету предметов), «Чудесный мешочек».
  2. Сказка «Девочка и яблочко»
  3. Прощальная песенка «До свидания».

Рекомендации родителям о значении природного материала в жизни ребенка.

ГИС № 3.

Основные задачи

  1. Познакомить с яркими признаками осени – разноцветными листочками. Учить рассматривать их, сравнивать.
  2. Учить находить одинаковые предметы по величине и цвету.
  3. Познакомить родителей и детей с техникой «Файл-рисование».

Ход занятия

  1. Приветственная песенка«Колыбелька».

Свободная игра с мячами разной величины и разного цвета.

  1. Игры на руках и коленях. Игровой массаж «Паучок».
  2. Пальчиковое рисование «Разноцветные листочки» (техника «Файл-рисование»)
  3. Подвижная игра «Листопад»

Основные движения: – ходьба и бег по кругу;

– кружение с листочками;

– сдуваем листочек с маминой ладошки;

– подбрасывание листочков.

  1. Дидактические игры: «Найди такой же» (знакомство с основными цветами, поиск одинаковых предметов по величине и цвету), «Собери пирамидку».
  2. Логоритмика «Малыши-карандаши».
  3. Прощальная песенка «До свидания».

Рекомендации родителям по сенсорному развитию детей (поиск одинаковых предметов по величине, цвету, форме)

 

Дополнение:

– рисование «Дорожка», «Солнышко»;

– лепка: «Орешки для белочки», «Огурчик», «Червячок»;

– конструирование «Заборчик», «Лесенка», поделки из природного материала: «Ежик», «Мышка»;

– аппликация «Осенние открытки»;

– сказки «Репка», «Колобок»;

– игры: «Идет коза рогатая», «Прятки», «Догонялки».

– пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока».

 

Цикл занятий «Здравствуй, Зима!»

ГИС № 4

Основные задачи

  1. Дать элементарные знания о времени года — зима; учить обращать внимание на изменения в природе (стало холодно, выпал снег).
  2. Развивать игровые действия с игрушкой-зайчиком.
  3. Привлекать внимание детей к поочередным действиям.
  4. Развивать основные движения малышей (бросание, ловля мяча, ходьба различным способом).

Ход занятия

  1. Приветственная песенка«Колыбелька». 

Свободная игра с мячами. 

  1. Рукоделие с мамами – изготовление из носового платка зайчика. Пальчиковая гимнастика «Зайчата»
  2. Конструирование: «Дорожка и Башенка для зайчика» (поочередные действия всех присутствующих).
  3. П/и «Зайка беленький сидит»

Упражнения на развитие общей моторики:

– ходьба боком по кругу, держа маму за руку;

– ходьба по модульной лесенке, по наклонному модулю; 

– бросание и ловля мяча (в парах родитель-ребенок)

– прокатывание мяча под воротиками и ползание за ним.

  1. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Прятки с зайчатами», «Собери матрешку».
  2. Логоритмика – «Заинька-зайка». 
  3. «Хоровод» со сменой темпа.

Рекомендации родителям – бытовые рутины одевания, раздевания.

 

ГИС № 5 «Новогодний Утренник»

Основные задачи

  1. Учить водить хоровод, выражать адекватные эмоции, принимать сюрпризные моменты.
  2. Развивать умения имитировать походку животных (медведя, зайчика).
  3. Развивать навыки общения со сверстниками. Учить действовать сообща в играх, танцах, песенках.

Ход занятия

  1. Приветствие: «Здравствуйте все! Здравствуй Елочка!» 
  2. Имитационные игры «Птички летают», «Зайки прыгают», «Мишки ходят». 
  3. Игра около Елочки «Похлопаем, потопаем».
  4. Хоровод вокруг Елочки, песенка про Елочку. Хороводная игра «Раздувайся пузырь».
  5. Муз./ритмическое упражнение «Салют». 
  6. Встреча Снегурочки, изготовление снежков. П/игра «Снежки».
  7. Сюрпризный момент «Чудесный мешочек» – получение подарков.

Прощание. Рекомендации по празднованию Нового года.

 

ГИС № 6

Основные задачи

  1. Продолжать знакомить детей с зимним временем года; обогащать пассивный словарь за счет слов: снег, снежинки, снеговик, елка, санки, горка, и т. д.
  2. Познакомить детей с одеждой зимнего периода (шапка, шарф, рукавицы, сапоги). Продолжать учить последовательному одеванию, правильному обуванию.
  3. Развивать основные движения (прыжки) и мелкую моторику.

Ход занятия

  1. Приветствие. Музыкально-ритмическая игра «Это кто у нас проснулся?».
  2. ПГ «Собираемся гулять»

Игровой массаж Белый снег пушистый

  1. Изобразительная деятельность – пальчиковое рисование белой краской на синем фоне «Снег идет».
  2. П/и «Снежинки, снежинки – белые пушинки»

Упражнения на развитие общей моторики

– ходьба по канату

– прыжок.

– пролезание в перекрещенные обручи.

  1. Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Шнуровка», «Домик форм».
  2. Логоритмика «Вот зима, кругом бело».
  3. Хоровод «Одевание». Ритуал прощания. Рекомендации родителям по развитию у детей крупной и мелкой моторики.

 

Дополнение:

– рисование: «Следы на дорожках», «Снежинка»;

– лепка: «Снеговик», «Мисочка», «Бублики»;

– аппликация «Снег пушистый»;

– игровой массаж «Снег, снег кружится»;

– пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела»;

– логоритмика «Мишка», «Сапожки»;

– сказка И. Щукина. «Первый снег».

 

Цикл занятий «Весна-красна»

ГИС № 7

Основные задачи

  1. Дать элементарные знания о времени года – весна; учить обращать внимание на изменения в природе (стало тепло, снег таит, птички прилетают)
  2. Учить приемам лепки: отщипывание, скатывание пальцами.
  3. Развивать центрированный взгляд, внимательность, заинтересованность общей игрой.

Ход занятия

  1. Приветствие «Утром рано мы проснулись».
  2. Игра на руках и коленях «Тушки-тутушки».

Игровой массаж лица «Густой лес, чисто поле» (поглаживаем волосы малыша, лоб).

  1. Лепка «Корм для птичек»
  2. Игра «Зайки и лисичка»

Упражнения на развитие общей моторики

– ходьба по ребристой извилистой дорожке;

– прыжки в бассейн с шариками;

– бросание мешочков в горизонтальную цель;

– бег со сменой темпа.

  1. Дидактические игры: «Найди пару», «Что изменилось?», «Что сначала, что потом?».
  2. Логоритмика «Снеговик растаял»
  3. Прощальная песенка «Паровоз».

Рекомендации родителям по применению дома игр на внимание, обогащение словаря.

 

ГИС № 8

Основные задачи

  1. Учить детей играть на детских музыкальных инструментах. Развивать слуховое восприятие.
  2. Продолжать учить внимательно слушать сказки, повторять знакомые слова и действия.
  3. Закрепить умение двигаться в хороводе.

 

Ход занятия

  1. Приветствие «Потягушеньки».

Свободная игра на музыкальных инструментах.

  1. Игровой массаж «Мишка по лесу гулял»

ПГ «Ну-ка, братцы, за работу!»

  1. Конструирование «Заборчик», «Воротики»
  2. П/и «Большие ноги, маленькие ножки»

Упражнения на развитие общей моторики

– ходьба по стульчикам (расстояние между стульчиками 10 – 15 см);

– скатывание по гимнастической доске;

– перелезание через стойку;

– проползание в «воротики».

  1. Д/и: «Почтовый ящик», «Оркестр», «Чего не стало», «Что звучит?»
  2. Сказка Павлова Л. Н. «Зайка и солнышко»
  3. Хоровод «Каравай».

Рекомендации родителям: «Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика для малышей».

 

ГИС № 9

Основные задачи

  1. Упражнять детей в надувании мыльных пузырей, тренировать длительный и ровный выдох.
  2. Учить рисовать разноцветными карандашами замкнутую и волнистую линии.
  3. Закрепить умение сохранять равновесие в ходьбе и приседании.

Ход занятия

  1. Приветствие «Я здороваюсь везде». 

Свободная игра с мыльными пузырями.

  1. Игры на руках и коленях «Поехали, поехали». Пальчиковая гимнастика «Семья».
  2. Рисование карандашами «Воздушные шары».
  3. П/и «Раздувайся пузырь!»

Упражнения на развитие общей моторики:

– ходьба, высоко поднимая ноги (родитель держит обруч на высоте 15см от пола);

– приседание с игрушкой в руке;

– катание мяча в заданном направлении.

  1. Д/и: «Доска Сегена», «Мисочки», «Застежки».
  2. Логоритмика «Мы веселые детешки».
  3. Игра «Карусель»

Рекомендации родителям по освоению бытовых и игровых рутин, по оптимизации детско-родительских отношений.

 

Дополнение:

– рисование: «Солнышко на небе», «Травка», «Ручеек»;

– лепка: «Сосулька», «Пирожок», «Яичко»;

– конструирование «Домик»;

– аппликация «Одуванчики»;

– игры на руках и коленях: «Мама песню напевала, мама детку одевала»;

– песенки: «Светит солнышко в окошко», «Я пеку, пеку, пеку»; 

– хоровод «Пойду на лужок, сорву мамочке цветок»;

– игры: «Курочка с цыплятами», «Цыплята и одуванчики»;

– сказка «Курочка Ряба».

 

Цикл занятий «Здравствуй, Лето!»

ГИС № 10.

Основные задачи

  1. Учить получать и узнавать новые цвета (зеленый, оранжевый). Развивать познавательный интерес.
  2. Учить удерживать мешочек на голове при ходьбе.
  3. Воспитывать желание играть вместе, «петь хором».

Ход занятия

  1. Песенка-приветствие «Вот-вот-вот»

Свободная игра с солнечным зайчиком.

  1. Игры на руках и коленях «Кую, кую ножку»

ПГ «Здравствуйте, пальчики». 

  1. Пальчиковое рисование «Цветы». Смешивание красок – «Встретились две краски – красная и желтая; синяя и желтая».
  2. П/и «Птичка-невеличка»,

Упражнения на развитие общей моторики

– катание мячика по дорожке, прокатывание его в воротики;

– ползание за мячом в воротики;

– перешагивание с мячом в руках через обручи;

– пройти по дорожке с мешочком на голове.

  1. Д/и – Игры с водой, песком, ватой: «Песочный дом», «Что плавает, что тонет?» 
  2. Логоритмика «Водичка-водичка». 
  3. Игра «Поезд».

Рекомендации родителям по организации игр с водой, крупой, песком, красками.

 

ГИС № 11

Основные задачи

  1. Упражнять в ходьбе разными способами.
  2. Учить делать постройку по образцу.
  3. Закрепить умение находить предметы разной формы (круг, квадрат, треугольник).

Ход занятия

  1. Приветствие «Здравствуйте, глазки!»
  2. Игра на коленях «По кочкам скакали, маму обнимали».

Игр. массаж «Жучок».

  1. Конструирование «Теремок».
  2. Упражнения на развитие общей моторики:

– ходьба боком мелкими приставными шагами по «узкой дорожке»;

– ползание на четвереньках;

– ходьба по мостику;

– прыжки на двух ногах;

– проползание «в норку».

  1. Д/и: «Найди такой же формы», «Один – много», «Высоко-низко».
  2. Сказка «Теремок».
  3. Хороводная игра «Раздувайся пузырь» 

Рекомендации для родителей по развитию у детей ориентировки в собственном теле и в пространстве.

 

ГИС № 12

Основные задачи

  1. Познакомить с разными игровыми действиями с сюжетными игрушками (кукла, собачка, кошка и др). Учить звукоподражанию, расширять активный словарь.
  2. Учить приемам лепки из теста.
  3. Продолжать расширять репертуар игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов матери и ребенка.

Ход занятия

  1. Приветствие – хоровод «С добрым утром, солнце!»
  2. Игра на коленях «Кошка с котятами». Оздоровительный массаж активных точек «Шел по лесенке щеночек».
  3. Лепка «Мисочка для киски».
  4. Музыкально-ритмическая игра «Пушистые комочки».

Упражнения на развитие общей моторики

– перешагивание через кубы;

– подъем и спуск с модульной горки;

– прыжки на маленьком батуте;

– проползание через обруч.

  1. Д/и: «Разноцветные бусы», «Кукольные прятки», «Найди половинку».
  2. Сказка Исаак Кипнис. «Забывчивый котенок»
  3. Игра «Карусель».

Рекомендации для родителей: «Освоение программы. Динамика в развитии ребенка». Заполнение анкет.

 

Дополнение:

– рисование: «Бабочка», «Рыбки», «Дерево»;

– лепка: «Колбаска для киски», «Пирамидка»;

– ПГ «В гости», «Летели птички», «Травка-муравка», «Гусеница»;

– игровой массаж «Кузнечик»;

– игры на руках и коленях: «Быстрая лошадка», «Ладушки-ладошки», «Птички в гнездышке»;

– сказка «Колобок»;

– песенка «Поезд».

 

Скачать
Скачать этот файл (programma.docx)Программа54 Кб