«Правовое воспитание детей»
«Правовое воспитание детей»
«У того, кто решит изучать законы
не останется времени их нарушать».
И.В. Гете
Приоритетным направлением работы приюта является правовое развитие детей.
Задачи:
1. Воспитание у несовершеннолетних уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
2. Формирование интереса к изучению прав и обязанностей человека в обществе.
3. Содействие повышению качества знаний в области прав и обязанностей человека.
4. Систематизация работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения среди воспитанников.
С древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.
С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стала особенно острой: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, государство стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка. Наше будущее зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире.
Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. А происходило это так (немного истории): в 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей, в котором подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей. Но, несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка, принятая в 1959 году, стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась основой нового важнейшего документа – Конвенции о правах ребёнка.
Результаты ряда социологических исследований позволяют выделить пять групп наиболее распространённых видов нарушений прав детства:
- физическое воздействие, так называемое физическое притеснение;
- морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неумением взрослых строить отношения с детьми и воспитывать их;
- игнорирование родителями интересов ребёнка, не соответствующих представлениям о них взрослых, пренебрежительное отношение к знакомым и друзьям детей, отрицательные оценки интересов и действий ребёнка вне дома, пренебрежение взглядам и интересам ребёнка;
- отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, в покупке крайне необходимых вещей);
- нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителям супружеской неверности.
Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению. К сожалению, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах и не умеют ими пользоваться.
Правовое воспитание - это процесс, реализация которого возможна только в определенный период жизни человека. Оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст, т.к. именно в это время закладывается основа личности, в том числе ее правовой стороны.
Право на детство включает в себя право на собственные мысли: ребёнка нужно учить самостоятельно думать, чтобы понять мир и самого себя. Если ребёнок живёт среди людей, действия которых осмысленны, понятны, связаны между собой, он подражает этому внутреннему порядку и перенимает его сначала в собственной деятельности, а затем в мире чувств и, позднее, в сфере собственного мышления.
Необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав — щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых!
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения воспитанников имеет особую актуальность и является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения требований законов, умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание приобретает актуальность в школьном возрасте, начиная с 7 лет, и особую значимость имеет в 14-18 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится личным убеждением подростка.
Важно, чтобы воспитанники хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали структуру правоохранительных органов, систему судов, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали виды правонарушений и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В рамках правового воспитания уделяется внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения детей и подростков.
Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание.
Специалист по социальной работе
Карпенко Елена Викторовна