Анализ деятельности работы учреждения за 2021 год
Анализ деятельности работы учреждения за 2021 год
Деятельность приюта направлена на достижение основных целей: создание в учреждении условий, приближенных к домашним, а также развивающей среды, способствующей развитию личностного и творческого потенциала детей, восстановлению утраченных связей с семьёй, обществом, содействие социальному развитию детей, самоопределению и легкой адаптации их в социуме.
Структура учреждения представлена деятельностью следующих отделений: аппарат учреждения, отделение социальной реабилитации, приемное отделение.
По решению вопросов жизнеустройства и установления статуса несовершеннолетних, защите их прав и интересов, учреждение взаимодействует с межрайонными центрами социальной помощи семье и детям по Курской области, учреждениями образования и науки Курской области, учреждениями здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства.
За отчетный период специалистом по социальной работе проводилась работа по защите социальных, имущественных, жилищных прав несовершеннолетних, подготовке документов для возвращения детей в родные и приемные и опекунские семьи, в детские государственные учреждения. Было оформлено в сберегательном банке счетов на 24 воспитанников, оформлен 1 паспорт, оформлено 3 СНИЛСа, оформлено 13 медицинских полисов, помощь в подаче заявления о регистрации брака в ЗАГС одному воспитаннику, во взаимодействии с органами опеки и попечительства Щигровского района восстановлено свидетельство о рождении на 1 ребенка.
С воспитанниками, проживающими в приюте, на основе личностноориентированного подхода осуществлялся комплекс реабилитационных мероприятий, который был направлен на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества, способного на самостоятельное управление своим поведением с учетом существующих стандартов, норм и законов общества и на оказание ему психолого-педагогической, медико-социальной реабилитации, социально-правовой помощи. На каждого воспитанника разрабатывается индивидуальная программа социальной реабилитации, которая обсуждается и утверждается специалистами на заседаниях консилиума приюта. Объединенными усилиями специалистов учреждения ведется сопровождение реабилитационного процесса на протяжении всего времени проживания ребенка в учреждении. В течение года воспитанникам учреждения и членам их семей оказывались следующие услуги: - социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья воспитанников, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за состоянием здоровья воспитанников и выявления отклонений в состоянии их здоровья( таких услуг за год оказано 3222); - социально-правовые услуги, направленные на оказание помощи в получении юридической помощи в защите прав и законных интересов воспитанников(654); - социально-психологические услуги, предусматривающие оказание психологической помощи воспитанникам с целью успешной адаптации в обществе(690); - социально-педагогические услуги, направленные на формирование жизненно необходимых навыков и профилактику отклонений в поведении, развитие личности воспитанников, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга)(4406), социально – трудовые – 128, социально – бытовые - 3461. Всего оказано услуг – 12561.
Год |
Всего услуг |
Социально - бытовые |
Социально- медицинские |
Социально- психологические |
Социально- педагогические |
Социально- трудовые |
Социально- правовые |
2019 |
11358 |
3003 |
2333 |
907 |
4067 |
209 |
839 |
2020 |
8525 |
1950 |
2135 |
585 |
2908 |
124 |
795 |
2021 |
12561 |
3461 |
3222 |
690 |
4406 |
128 |
654 |
За 2019 - 2021 годы учреждением было обслужено 220 детей, в том числе в 2019 г. – 100 детей, в 2020 г. - 59 детей, в 2021 г. – 61 ребенок, что на 3 % больше 2020 года.
2021 год |
2020 год |
2019 год |
|||||||||
Прошло реаб-ю |
Пост-ло несов-х |
Закл-но дог-в |
Принято заяв-й в эл. виде |
Прошло реаб-ю |
Пост-ло несов-х |
Закл-но дог-ов |
Принято заяв-й в эл. виде |
Прошл реаб-ю |
Пост-ло несов-х |
Закл-но дог-ов |
Принято заяв-й в эл. виде |
61 |
53 |
53 |
0 |
59 |
35 |
35 |
0 |
100 |
71 |
71 |
0 |
Причины поступления детей в приют разнообразны, но, в основном, это дети из семей, находящихся в социально-опасном положении – 22 ребенка, в трудной жизненной ситуации - 38, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей – 1 ребенок. Обслужено 37 семей, что на 12 % больше предыдущего года. Из них 6 многодетных семей, 12 – неполных.
|
2021 |
2020 |
2019 |
Всего детей прошли реабилитацию: Из них: |
61 |
59 |
100 |
Оказавшиеся в ТЖС и нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации |
38 (62 %) |
56 (94%) |
93 (93%) |
Проживающие в семьях, находящихся в СОП |
22(36 %) |
3(6 %) |
7 (7%) |
Оставшиеся без попечения родителей или законных представителей |
1(2 %) |
0 |
0 |
Всего семей, Из них: |
37 |
33 |
52 |
Многодетные |
6 (16%) |
12(36%) |
17(33%) |
Неполные |
12(32%) |
18(55%) |
15(29%) |
Состоят на учете в: КДН |
0 |
2(3%) |
3(3%) |
ПДН |
0 |
2(3%) |
3(3%) |
Мотивами (основания) поступления в приют послужили:
Основания зачисления |
2021 год |
2021 год |
2020 год |
по заявлению родителей (заявление родителей) |
28 |
21 |
46 |
по заявлению органов опеки |
15 |
14 |
21 |
по заявлению опекунов |
5 |
0 |
3 |
по личному обращению |
1 |
0 |
0 |
По направлению КДН и ЗП |
4 |
0 |
1 |
Поступление детей в наше учреждение по районам можно проанализировать по таблице, которую вы видите на слайде: отмечу, что наибольшее количество детей поступили из Щигровского, Тимского и Советского районов.
№п/п |
Район, из которого поступили дети |
2021 год |
2020 год |
2019 год |
1 |
Курский |
2 |
21 |
44 |
2 |
Щигровский |
11 |
6 |
11 |
3 |
Горшеченский |
2 |
3 |
4 |
4 |
Город Курск |
- |
5 |
7 |
5 |
Пристенский |
- |
- |
4 |
6 |
Город Щигры |
5 |
1 |
4 |
7 |
Советский |
6 |
8 |
5 |
8 |
Золотухинский |
1 |
1 |
1 |
9 |
Тимский |
9 |
2 |
8 |
10 |
Рыльский |
1 |
1 |
2 |
11 |
Мантуровский |
4 |
4 |
4 |
12 |
Глушковский |
- |
3 |
3 |
13 |
Обоянский |
- |
- |
2 |
14 |
Касторенский |
- |
- |
1 |
15 |
Город Железногорск |
2 |
- |
- |
16 |
Город Курчатов |
4 |
1 |
- |
17 |
Железногорский |
2 |
- |
- |
18 |
Кореневский |
3 |
3 |
- |
Из 61 ребенка 34 мальчика и 27 девочек. Наибольшее количество детей было возрасте от 3 до 7 лет – 14 детей.
Если рассматривать возраст обслуженных, то это выглядит следующим образом. В таблице показан возраст обслуженных несовершеннолетних:
Возраст |
2021 год |
2020 год |
2019 год |
От 1 года до 3 лет |
13 |
10 |
21 |
От 3 до 7 лет |
14 |
25 |
27 |
От 7 до 10 лет |
8 |
12 |
22 |
От 10 до 14 лет |
13 |
8 |
23 |
От 14 до 18 лет |
5 |
4 |
7 |
Девочки |
27 |
22 |
46 |
Мальчики |
34 |
37 |
55 |
В приюте успешно реализуется комплексная программа «Мы верим в тебя, Россия». Программные мероприятия направлены на формирование ценностных ориентаций личности, трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни и успешной социализации в обществе. В ходе реализации программных мероприятий, ребёнок вовлекается в социальные отношения между детьми и специалистами. В результате чего у воспитанников формируются качества личности, необходимые для подготовки к самостоятельной жизни. В ходе реализации комплексной программы социальной реабилитации, специалистами приюта велась работа по следующим направлениям: 1 этап - подготовительный: изучение социально-психологических ценностей личности воспитанников, социально-психологических влияний микросреды, индивидуальных способностей воспитанников; 2 этап - практический: организация воспитательно-развивающих взаимодействий с воспитанниками; социально-психологическая и педагогическая помощь и поддержка личности, помощь несовершеннолетним в ликвидации трудной жизненной ситуации; налаживание детско – родительских отношений, коррекция отношений, посредничество в творческом развитии личности и группы; 3 этап - заключительный: мониторинг реализации и эффективности программы. Участниками программы были 61 воспитанник в возрасте от 1 до 18 лет. Благодаря соблюдению всех принципов комплексного подхода в ходе реализации программы, специалистам удалось добиться ожидаемых результатов:
- стабилизировалось психоэмоциональное состояние воспитанников – 87 %;
- у многих ребят улучшились взаимоотношения в семье;
- у большинства участников программы сформированы социально-бытовые навыки;
- у всех воспитанников повысился уровень сформированности ценностных ориентаций.
Успешно продолжали реализовываться региональные программы: «Жизнь без риска», «Социальная инициатива», «Новые возможности», в рамках которых в работе использовались: проектная деятельность, «Сенсорные мешочки», «Тактильное лото», были разработана программа «Ценность жизни» по профилактике суицидального поведения, цикл занятий по теме «Буллинг и кибербуллинг». В рамках программы «Жизнь без риска» в учреждение поступило оборудование для кабинета согласия и примирения.
В учреждении созданы необходимые условия для качественной реабилитации детей, социально-бытовые условия приближены к домашним. Для воспитанников, находящихся на реабилитации, создана коррекционно – развивающая среда: групповые комнаты, спальные комнаты; кабинет раннего вмешательства и лекотеки.
Деятельность коллектива по воспитательно-реабилитационной работе велась в соответствии с утвержденным планом и была направлена на удовлетворение прав и потребностей детей, подростков, нуждающихся в социальной помощи. Все воспитанники, проходящие комплексную реабилитацию, своевременно получили комплекс социальных услуг, предоставляемых учреждением. Все несовершеннолетние включались в групповые программы социальной реабилитации. Педагогами и специалистами реализуются авторские программы социальной реабилитации. Все они прошли апробацию, доказали свою актуальность, соответствие поставленным целям и задачам.
За отчетный период в учреждении действовали программы:
«Ступеньки к школе», «Азбука здоровья», «Семейные ценности», «Я познаю мир», «Мы и слово», «Общайся, играя», «У страха глаза велики» и др..
Социально-психологические услуги в приюте оказывают педагоги - психологи, что способствует снятию психологического, эмоционального напряжения; стрессового состояния ребенка, психологической коррекции, направленной на преодоление искажений в психическом развитии детей, благоприятному разрешению проблемных ситуаций, с которыми поступают дети. Работа психологической службы велась по следующим направлениям:
- психологическая диагностика – углубленное психологическое изучение воспитанников, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, а также влияние причин и механических нарушений в развитии, социальной адаптации, обучения;
- создание индивидуально-коррекционных программ на каждого ребенка;
- психологическое развитие и коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности;
- психологическая профилактика – повышение психологической компетенции всех участников воспитательно-реабилитационного процесса.
При поступлении детей в наш приют создаются необходимые условия для психологической адаптации. С каждым вновь поступившим ребёнком ведется работа по «Программе социально-психолого-педагогической адаптации детей при поступлении в учреждение». Собирается информация о несовершеннолетнем, особенностях его развития, психологическом климате, в котором он воспитывался. На основе комплексного диагностического обследования на каждого ребёнка составляются индивидуальные программы реабилитации, направленные на: укрепление и восстановление внутрисемейных связей, решение проблем, связанных с адаптацией ребенка в приюте, развитие и коррекцию познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, коррекцию страхов, тревожности, агрессивного поведения, улучшение межличностного взаимоотношения, профилактику самовольных уходов, развитие навыков целеполагания, жизненных ценностей, профориентации. В течение отчётного периода работа велась с детьми разных возрастных групп. С детьми дошкольного возраста проводилась работа на развитие эмоциональной сферы, познавательной сферы, коррекция тревожности и страхов. С детьми младшего школьного возраста применялись программы для повышения адаптивных возможностей детской психики и организма в целом.
Кроме того, работа велась по следующим направлениям:
- коррекция психоэмоциональной сферы;
- развитие мотивационной сферы;
- снижение агрессивности;
- коррекция различных проявлений девиантного поведения;
- снижение тревожности;
- подготовка к проживанию в замещающей семье;
- восстановление детско-родительских отношений в кровных семьях.
Работа с детьми подросткового возраста была направлена на воспитание социально приемлемого поведения, включение детей в социально значимую деятельность и велась по следующим направлениям:
- развитие навыков конструктивного общения;
- профилактика девиантного и делинквентного поведения; - коррекция агрессивного поведения;
- профилактика самовольных уходов;
- привлечение воспитанников, склонных к самовольным уходам, к занятиям в кружках, секциях;
- снижение уровня тревожности;
- развитие целеполагания;
- укрепление и восстановление внутрисемейных связей.
В течение отчётного периода проводились занятия для родителей и детей по восстановлению детско-родительских отношений, а также проводились консультации с родителями по проблемам воспитания детей.
В работе с воспитанниками применялись методы арттерапии, сказкотерапии, песочной терапии, игры – драматизации, фототерапии, теневой театр, кукольный театр, психогимнастика, обучение способам саморегуляции и расслабления, тренинги (тренинги умений, социально – психологические тренинги, тренинги личностного роста), биодрамма, дудлинг и зентангл, ошибана, пескотерапия, работа с притчами.
В течение отчетного периода в учреждении работали кружки: «Чудо своми руками», «Очумелые ручки», «Самоделкин», «Мягкие идеи», «Сундучок идей», «Веселые картинки» и другие.
В 2021 г велась работа клуба «Родительская гостиная» по оказанию помощи на дому семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации.
За отчетный период регулярно проводились различные спортивные мероприятия, позволяющие детям развивать силу и ловкость, развивать опорно - двигательный аппарат, гибкость, быстроту. Успешно реализовывался проект по игровому стретчингу «Детский стретчинг».
В соответствии с утвержденным планом работы проводились досуговые мероприятия. Использовались различные формы организации досуга несовершеннолетних: конкурсы, инсценировки, праздники, соревнования, спортивные праздники, игры - путешествия.
Все реабилитационные мероприятия позволяют детям из социально – неблагополучных семей полноценно адаптироваться к социуму, увеличить их стартовые возможности в начале жизненного пути.
Одним из важнейших составляющих реабилитационной работы приюта является предоставление социально-медицинских услуг. Медицинская деятельность в приюте осуществляется на основании лицензии. Все дети, поступающие в приют, проходят медицинское обследование и осмотр узкими врачами - специалистами.
В 2021 году 17(семнадцати) несовершеннолетним проведена диспансеризация, оздоровление в летний период прошли 13 несовершеннолетних в санатории Черняховского.
В соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями в учреждении имеется меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и утвержденных наборов продуктов. Рацион питания детей всегда содержит свежие фрукты, овощи, соки, молочные продукты, сладости. Организовано пятиразовое питание. С целью обеспечения детей витамином проводится витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой с обязательной отметкой в журнале. Нормы питания выполняются полностью.
Лекарственные препараты заказывались и получались своевременно. Ежедневно проводилась термометрия сотрудников и воспитанников, каждые 10 дней проводился забор материала для теста на COVID – 19. Вакцинировано против COVID – 19 65 сотрудников.
Наибольший процент заболевания у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составляют заболевания пищеварительного тракта (в том числе кариес), болезни костно-мышечной системы (в том числе плоскостопие, нарушение осанки), заболевания нервной системы.
Всего в учреждении сотрудников на отчетный период - 70 человек: педработников – 24, медработников – 8 и прочий персонал – 38.
Категория работника |
Высшее образование |
Среднее специальное |
Среднее полное |
Медработники |
1 |
7 |
- |
Педработники |
9 |
15 |
- |
Прочие |
9 |
28 |
1 |
Количество персонала на 1 воспитанника – 1,1.
Численность сотрудников повысивших квалификацию – 13 человек, что составляет 19 % от общего числа сотрудников учреждения
Поощрение кадрового состава
- Почетную Грамоту комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области получили 3 чел.
- Благодарность Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области получил 1 чел.
- Благодарность Главы Щигровского района получили 12 чел.
Всего – 16 человек.
Методика «Диагностика профессионального выгорания» (К.Маслач, С.Джексон)
Цель: определение уровня эмоционального выгорания коллектива учреждения.
Количество работников, принявших участие в исследовании - 58 человек (83%).
Эмоциональное истощение |
Деперсонализация |
Редукция профессионализма |
||||||
Низкий 0-15 |
Средний 16-24 |
Высокий 25 и больше |
Низкий 0-5 |
Средний 6-10 |
Высокий 11 и больше |
Низкий 37 и больше |
Средний 31-36 |
Высокий 30 и меньше |
22 |
18 |
18 |
16 |
19 |
23 |
34 |
19 |
15 |
Индекс эмоционального выгорания (ИЭВ)
Итоговое значение от 0 (нет выгорания), до 1(максимально выраженное выгорание).
0 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1 |
3 |
7 |
17 |
13 |
6 |
3 |
6 |
|
|
|
|
По результатам исследования эмоционального выгорания коллектива учреждения установлено, что большая часть коллектива имеют низкий уровень эмоционального истощения - 22 чел., деперсонализации – меньшая часть коллектива - 16 чел., редукция профессионализма - 34 чел. Средний уровень эмоционального истощения присутствует у 18 чел., деперсонализации 19 чел., редукция профессионализма 19 чел. Высокий уровень эмоционального истощения 18 чел., деперсонализации 23 чел., редукция профессионализма 15 чел.
Полученный результат объясняется тем, что в учреждении работают сотрудники, имеющие большой стаж работы, а так же большое значение имеет режим работы «максимальная изоляция». В течение года проводилась работа по программе «Профилактика эмоционального выгорания коллектива» в форме тренингов. Также разработаны методические рекомендации по преодолению эмоционального выгорания.
В течение года со специалистами проводились совещания, планерки, семинары. 4 июня проведен областной семинар на базе ОКУ «Охочевский социальный приют» по теме: «Работа специалистов психолого – педагогической службы и пути сопровождения детей раннего возраста».
За отчетный период проведены 2 проверки:
- ОНД и ПР по г. Щигры, Щигровскому и Черемисиновскому районам, УНД и ПР ГУ МЧС России по Курской области с 18.01. по 12.02.2021 г. (выявлено 3 нарушения)
- ОНД и ПР по г. Щигры, Щигровскому и Черемисиновскому районам, УНД и ПР ГУ МЧС России по Курской области с 31.05. по 28.06.2021 г.(нарушений не выявлено).
В прошедшем году Плановое количество койко – мест составило 8174, фактически выполнено на 94 %, то есть 7691:
|
Плановый показатель |
Фактическое выполнение |
2021 год |
8174 |
7691(94 %) |
2020 год |
8174 |
6400(78,3%) |
2019 год |
8174 |
8198 (100,3%) |
Разработанные и реализуемые в учреждении программы социальной реабилитации, направлены на возвращение детей в кровные семьи и дальнейшее устройство воспитанников в замещающие семьи, на подготовку к самостоятельной жизни в обществе, содействие в их личностном самоопределении.
В 2021 году после проведённой коррекционно – реабилитационной работы наибольшее количество детей вернулось в родные семьи, это 40 детей
|
2021 год |
2020 год |
2019 год |
Прошли реабилитац |
61 |
59 |
100 |
В родные семьи |
22 (36 %) |
40 (68%) |
61 (61%) |
Возвращены опекунам |
4 (26 %) |
- |
4 (4%) |
Переданы под опеку |
14 (23%) |
10(17%) |
6 (6%) |
Устроены в приемные семьи |
|
0 |
0 |
Другие формы жизнеустройства |
1 (1,6%) в ОКОУ «Ивановская школа – интернат» |
1(1,7%) в ОКУ «Курский центр для несовершеннолетних» |
5 (5%) в школу – интернат для дальнейшего обучения |
Сроки пребывания несовершеннолетних в учреждении показаны на диаграмме:
Год |
До 3 мес |
От 3 до 6 мес. |
От 6 мес. до года |
Свыше года |
2021 |
31 |
11 |
19 |
- |
2020 |
28 |
14 |
16 |
1 |
2019 |
57 |
26 |
12 |
5 |
Открытость и доступность информации об учреждении отражена на официальном сайте:
- наличие информации об учреждении, раздел по вопросам качества оказания социальных услуг,
- полнота и актуальность информации, размещаемой на общедоступном информационном ресурсе,
- соответствие информации о деятельности учреждения,
- электронная почта, рабочие телефоны, электронные ссылки на официальном сайте,
- сюжеты о деятельности учреждения освещены в средствах массовой информации и на страничках «Вконтакте», в одноклассниках, инстаграмм.
Благодарю весь коллектив за работу в таких непростых условиях.
Заместитель директора по ВРР З. Ю. Косогова
Директор О. А. Курова