Главная Советы специалистов Специалист советует Как во время карантина организовать свою деятельность и деятельность детей?
Как во время карантина организовать свою деятельность и деятельность детей?
Как во время карантина организовать свою деятельность и деятельность детей?
Сейчас во всем мире, в том числе и в России, сложилась очень непростая обстановка. Большинство из нас вынуждены находиться дома. Как в этот период создать комфорт дома?
Вот несколько практических советов, которыми вы можете воспользоваться.
- Возьмите большой лист ватмана или обоев (тогда их нужно перевернуть белой стороной вверх), всей семьёй напишите, чему бы вы хотели посвятить время в период карантина. Каждый член семьи должен отметить то, что необходимо для него.
- Разработайте новые ПРАВИЛА и РЕЖИМ дня как для себя, так и для ребенка. Его можно написать, нарисовать, сделать так, как удобно вам. Не стоит делать его очень жёстким – отметьте основные опорные точки.
- На каждый день намечайте список дел, которые планируете сделать – и вы, и ребёнок. В конце дня отмечайте, что удалось сделать.
- Обязательно похвалите себя за сделанное.
Это упражнение «Писать список дел и хвалить себя» помогает установить позитивный контакт с самим собой и успешно используется в тренингах по уверенности и тайм менеджменту.
Кроме того, важно учесть возрастные особенности вашего ребенка.
Дети в возрасте от 2 до 5 лет активно исследуют находящееся вокруг них пространство внешнего мира, и неважно, что методы у малыша бывают весьма разрушительными по отношению к вещам. Если на это хватает силы, он с удовольствием порвёт, сомнёт или сломает попавший в ручки предмет, главное, чтобы сам не поранился, поэтому присмотр и ещё раз присмотр со стороны родителей. Вот здесь и возникает интересный вопрос – чем занять ребенка в 2 - 5 лет дома, чтобы ему была польза и родителям спокойствие? Вот вам несколько вариантов игр в помощь.
«Ладошки и пальчики»
Давно же мы не тренировали наши ручки! Похлопаем в ладошки? Конечно, малыш всегда рад похлопать в ладошки. А вы напевайте ему песенку-потешку:
Ладушки, ладушки (хлопайте в ладоши)!
Где были?
У бабушки.
Спали на подушке (руки положите под щеку),
Ели колобушки (хлопайте ладошками по коленям).
И пальчики потренировали, и малыша развеселили!
- Пальчиковые и жестовые игры очень полезны для развития речи, мышления ребенка, координации движений и мелкой моторики
Понемногу приучайте малыша, чтобы он помогал вам накрывать на стол и убирать посуду после еды. Пока ему нет четырех лет, он может расставлять небьющуюся посуду. Напоминайте ребенку правила поведения за столом. Но не заставляйте молчать: люди за столом всегда разговаривают!
«Право выбора»
Сядьте с ребенком на диван и усадите рядом его любимые игрушки: куклу и мишку. Обратитесь к кукле: «Ляля, что ты хочешь съесть: яблоко или банан?» Пусть малыш ответит за куклу. Вы можете вместе обсудить все «за» и «против» каждого варианта.
Потом обратитесь к мишке: «Мишутка, что мы будем делать: поиграем дома или пойдем гулять?» Снова дайте малышу подумать и обсудить эти два варианта. Решение принято? Тогда пусть малыш ответит за мишку. Главное, чтобы малыш остался доволен выбранным решением.
- Игра учит ответственности и умению принимать решения.
«Оденем куклу»
Купите или сшейте наряды для куклы и объясните ребенку: «Вот это - одежда зимняя, это - летняя, это - спортивная. Трусики и маечки - нижняя одежда, а платье с кружевами - наряд на выход». Пусть малыш повторяет за вами названия одежды - так он быстрее запомнит.
Оденьте вместе куклу: «Куда Ляля сегодня отправится? В гости? Тогда - вот нарядное платье». Если вы решите отправить Лялю в тренажерный зал - наденьте на нее спортивный костюм. А на прогулку - пальто, шапку и шарфик.
- Игра развивает познавательные навыки, усидчивость, расширяет кругозор, словарный запас и фантазию.
Научите ребенка использовать в игре предметы-заместители. Пусть он печет пирожки из песка, варит макароны из бумаги, жарит картошку, заменяя ее шишками. Главное - освоить действия, а играть можно с чем угодно. Такие игры прекрасно развивают различные житейские навыки, фантазию и воображение.
«Маленький химик»
А сейчас мы проведем настоящий опыт. Налейте в прозрачную пластиковую посуду чистую воду и подкрасьте ее акварельными красками. Что получилось? Красивый раствор яркого, насыщенного цвета.
Возьмите еще три прозрачные пластиковые чашки. Пусть малыш нальет в них раствор: в одну - немного, в другую - побольше, в третью - еще побольше. Теперь добавим в каждую чашку воды и посмотрим, что у нас получилось. В первой чашке вода слегка закрасилась, а в остальных - сильнее и сильнее.
Вместе с малышом сравните получившиеся растворы. Пусть он сам попробует расставить чашки по порядку - от самого светлого оттенка к самому темному.
- Игра развивает познавательные навыки, готовит к рисованию красками.
Детям 6-8 лет важно играть.
Игровая деятельность для них является ведущей. Конечно, родители не могут, и не должны уделять все время дома играм с ребёнком. Вот несколько примеров игр.
«Рыба, зверь, птица»
Играющие рассаживаются по сторонам комнаты. Выбирают водящего. Он проходит мимо них, повторяя три слова: «Рыба, зверь, птица…» Внезапно останавливаясь перед кем-нибудь, он произносит громко одно из этих слов, например, «птица». Играющий должен немедленно назвать какую-нибудь птицу, например «ястреб». Нельзя медлить и называть тех зверей, рыб или птиц, которые уже были названы раньше. Тот, кто зазевается или ответит неверно, платит фант, а потом «выкупает» его (читает стихи, поет и т.п.)
«Капкан»
В этой интересной игре проверяется ловкость и сообразительность участников. Играют трое — остальные наблюдают и ждут своей очереди.
По краям стола становятся два охотника. Капканом служит двухметровая веревка или шнур, завязанный в большую петлю — делают только полуузел.
Диаметр петли 25-30 см.
Охотники держат шнур за концы так, чтобы кольцо петли касалось стола.
На расстоянии 15-20 см от петли на стол кладут приманку (кубик, игрушку).
К столу подходит игрок, делает обманные движения, проверяя реакцию охотников. Улучив момент, быстрым движением продевает руку через петлю и, схватив приманку, выдергивает обратно.
Охотники стараются в этот момент затянуть петлю, чтобы в нее попала рука. Участники игры по очереди меняются ролями.
Этот аттракцион можно проводить и между командами.
Для этого от каждой команды выделяется по два охотника, которые будут ловить всех оставшихся членов команды противника.
Каждому дается одна попытка. В случае победы он приносит своей команде одно очко. Команда-победительница определяется по наибольшему числу набранных очков. Возможны и другие условия соревнований.
«Приз с секретом»
Для этой игры вам понадобится большая коробка, открытки по количеству участников игры, призы на каждого участника.
Разрежьте каждую открытку пополам. На обороте одной из половинок напишите название приза (открытка, наклейка, ручка, блокнот и т. д.), а на второй половинке напишите задания.
Задания могут быть следующими:
- Спеть песню
- Рассказать стих
- Задать интересный вопрос
- Рассказать веселую историю
- Загадать загадку
- Сказать пожелание
- Спеть с другом дуэтом
- Сказать фразу, афоризм для размышления
Идеальный вариант – если у ребёнка будут интересные дела на день, которыми он будет заниматься самостоятельно, а потом – делиться результатом, получать похвалу от родителей.
Детям 9-11 лет важно максимально расширять поле
их возможностей и интересов.
То есть пробовать, экспериментировать, осваивать новые навыки. Поддержать их в период карантина помогут новые занятия – пусть ребенок пробует шить, рисовать, освоит новые игры, изучит танцы. С ним может заниматься родитель, или так же предложить онлайн программы обучения новому навыку.
Подросткам 12-14 лет и 15-17 лет важно общаться.
Общение для них ведущая деятельность.
Варианты тем для общения с подростком:
1.Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
Какой банальный вопрос, подумаете вы. На самом деле - отличный. Если вы будете слушать и задавать вопросы, рассказывать о своих «профессиональных» мечтах в детстве, рассуждать, какой может быть работа мечты в ближайшем будущем и что для нее нужно знать и уметь, представлять разные рабочие ситуации и как их будет решать ваш ребенок, то неизвестно, сколько часов вы об этом проговорите! А заодно и узнаете, почему ребенку одни профессии нравятся, а другие - нет. Можно сказать, разговоры об этом - первая профориентация.
- У тебя новый друг? Расскажи о нем. Как вы подружились? Почему тебе с ним хорошо?
Рассказывая о своем лучшем друге, ребенок рассказывает вам и о собственных ценностях. За что он ценит своего друга, что в его поступках считает хорошим, хочет ли походить на него, что в нем ему особенно нравится? Переведите диалог на размышления о том, какими качествами должен обладать друг, что такое дружба вообще, какие поступки говорят о крепкой дружбе. Из разговора вы можете понять, что у ребенка и правда хороший друг, и будете за него спокойны. Либо сможете заметить в дружбе что-то тревожное, чего не замечает сам ребенок, и вовремя ему помочь понять это.
- Сегодня суббота, давай испечем твой любимый пирог и сделаем это традицией - печь по субботам твои любимые пироги. Как ты на это смотришь?
В какой-то степени такое начало разговора о семье и ее ценностях может оказаться неожиданным. Если вы вообще никогда не печете пироги, то лучше придумать что-то более естественное для новой традиции в вашей семье. Чтобы не насторожить ребенка, иначе разговора по душам не сложится.
Слово за слово и вот вы уже говорите о том, какие традиции в семье самые ваши любимые (не только спрашивайте ребенка, но и сами на эти же вопросы отвечайте, так честнее и интереснее). Какие воспоминания самые запоминающиеся? Почему именно они, какие эмоции так крепко держат их в памяти? А что, наоборот, побыстрее хотелось бы забыть?
Разговоры о семье можно вести бесконечно, и в атмосфере доверия легче спрашивать о том, не слишком ли строгие порядки в семье, может быть, родителям надо быть помягче, в чем именно? Предложите написать вместе правила вашей семьи, вы напишите те, которые, на ваш взгляд, важны, а ребенок - то, что важно для него. Интересно, а каким родителем ребенок сам хотел бы стать, как бы он воспитывал, что разрешал, а что - нет. Какого родителя, по мнению ребенка, можно назвать супер-родителем?..
Наверняка, вы понимаете, что между строк услышите много мыслей ребенка насчет вашего стиля воспитания. Будьте готовы принять без критики, задуматься и, возможно, измениться в лучшую сторону.
- Если бы ты выиграл 10.000 рублей, на что бы ты их потратил?
Простой вопрос, но дети его очень любят обдумывать. Попробуйте спросить об этом ребенка в момент, когда он заскучал, и не знает, чем заняться. Подростки, кстати, тоже не прочь «потратить» в своем воображении определенную сумму. Кому-то это и впрямь растормошит воображение, а кто-то и озвучит свои мечты, что бы он хотел получить в подарок, скажем, на день рождения. А вы мотайте на ус.
Еще примеры вопросов, которые могут отвлечь ребенка от скуки и сделают ваше общение интересным: вот бы создать собственную планету или страну, интересно, какой она могла бы быть? Ты бы хотел написать книгу? О чем бы ты хотел рассказать? Как думаешь, что говорит наша Муська, когда мяукает на нас?
Конечно, общения с родителями недостаточно. Важно им разрешить общаться с друзьями, но, чтобы это не превратилось в постоянное «зависание в гаджете»- определить чёткое время на это общение.
Чем старше подросток, тем меньше контроля он требует, тем больше нуждается в личном пространстве и самостоятельности.
Помните о личном пространстве подростка! Ему тоже не просто, он нуждается в возможности жить «своей жизнью», иметь секреты, общаться с друзьями!
В современном темпе жизни не всегда получается просто быть рядом. Просто сидеть и смотреть на закат, поговорить, остановиться, не делать ничего, не требовать никаких действий.
Выделите сейчас время в семье быть рядом и не делать ничего. Это может стать важным опытом для будущего и необходимой поддержкой сейчас.